Предложения в резолюцию

Блок 1

КОМФОРТНАЯ И УСТОЙЧИВАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА - ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА СЕВЕРЕ

  1. Реализация мастер-плана города Якутска
  2. Полное расселение к 2032г. аварийного деревянного многоквартирного жилищного фонда
  3. Ускоренный ввод жилья, с применением механизма комплексной застройки территорий, в том числе кварталов индивидуальной жилищной застройки. Строительство энергоэффективных домов с достижением ввода жилья площадью не менее 1 кв. м. на человека с 2025г., в том числе ИЖС
  4. Реализация программы водоснабжения пригородных территорий
  5. Строительство новых и комплексная реконструкция общественных пространств включая реконструкцию городского Парка культуры и отдыха со строительством аквапарка
  6. Ремонт и благоустройство 300 дворовых территорий, обустройство городских скверов
  7. Строительство новой городской набережной

Блок 1

КОМФОРТНАЯ И УСТОЙЧИВАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА - ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА СЕВЕРЕ

Галерея блока

Блок 2

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ: МИРОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Блок 2

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ: МИРОВЫЕ СТАНДАРТЫ

  1. Разработка и создание городской системы водоотведения ливневых, поверхностных и надмерзлотных вод
  2. Разработка комплексной схемы водоотведения. Реализация 1 этапа, предусматривающего водоотведение с дворовых территорий, магистральных улиц с выводом на озера, каналы и коллектор
  3. Обеспечение проточности городских каналов и водоемов малое кольцо и большое кольцо
  4. Проведение мерзлотных исследований, мониторинга, разработка превентивных мер против деградации вечной мерзлоты
  5. Разработка и создание нормативно-правовой базы для эксплуатации зданий, сооружений и инфраструктурных объектов в условиях вечной мерзлоты;
  6. Обеспечение надежного и высокоэффективного наружного освещения с достижением 100% освещения территорий до 2032г. с внедрением «умного» освещения и многофункциональных опор для размещения линий коммуникаций
  7. Разработка и реализации программы по архитектурному освещению в соответствии с Дизайн-кодом
  8. Реализация мероприятий по обеспечению комплексного озеленения территории, включая развитие собственной базы для выращивания и разведения растений с применением современных решений

Галерея блока

Блок 3

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

  1. Повышение привлекательности, доступности и комфорта общественного транспорта
  2. Совершенствование системы общественного транспорта, в том числе комплексная модернизация автобусного парка и развитие связной маршрутной сети, удобной для маломобильных граждан, введение гибких пересадочных тарифов, сокращение времени ожидания и повышение уровня соблюдения расписания до 100%
  3. Приведение в нормативное состояние 100% улично-дорожной сети
  4. Создание связной и охватывающей город пешеходной и велосипедной инфраструктуры
  5. Строительство объездной автомобильной дороги связывающий ФАД «Вилюй» и ФАД «Лена»
  6. Полный перевод общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо
  7. Увеличение количества мультитопливных и электрических автозаправок
  8. Создание сети теплых автобусных остановок во всех округах города не менее 130 единиц до 2032г.

Блок 3

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Галерея блока

Блок 4

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ - ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Блок 4

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ – ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

  1. Развитие системы здоровьесбережения населения, культуры здорового образа жизни, создание условий для доступности занятий физической культурой и спортом
  2. Создание 17 тыс. мест в общеобразовательных учреждениях и 5 тыс. мест в дошкольных образовательных учреждениях до 2026г., доведение до нормативных показателей наполняемости к 2032г.
  3. Обеспечение сдачи государственной итоговой аттестации на уровне выше среднероссийских показателей
  4. Стимулирование педагогов по обучению по учебным предметам и компетенциям, которые востребованы в секторах креативной экономики
  5. Капитальный ремонт, модернизация и реконструкция муниципальных социальных объектов
  6. Создание единой эффективной системы содержания и обслуживания социальных объектов
  7. Формирование и укрепление муниципальной системы летнего отдыха и оздоровления детей на территории городской агломерации
  8. Создание сети IT-кубов в каждом округе и пригороде
  9. Создание условий для повышения здоровья, обеспечения досуга и развития молодежи

Галерея блока

Блок 5

ДРАЙВЕРЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА

  1. Привлечение инвестиций для ускоренного развития базовых несырьевых отраслей экономики в объеме не менее 200 млрд. рублей
  2. Обеспечение населения местной продукцией до 35% к 2032г. с налаживанием системы столичного агропояса и межмуниципального взаимодействия с агропромышленными районами Республики Саха (Якутия)
  3. Развитие системы переработки, хранения и создания условий для расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе путем создания оптово-розничных распределительных центров для организации логистики сельскохозяйственных товаропроизводителей, заготовителей и торговых организаций
  4. Увеличение среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых на 50%
  5. Увеличение доли предпринимателей, занятых в секторе креативного предпринимательства в 2,5 раза
  6. Разработка и внедрение инвестиционного стандарта
  7. Увеличение въездного туристского потока до 300 тыс. человек к 2032г. за счет создания комфортной среды пребывания туристов и развития инфраструктуры
  8. Повышение качества и конкурентоспособности индустрии гостеприимства и туризма до международных стандартов
  9. Приоритетная поддержка креативной отрасли, в том числе Якутского кино
  10. Реализация проекта «Квартал Труда» как основы для развития креативной экономики
  11. Строительство IT-village
  12. Создание благоприятных условий для участия МСП в государственных и муниципальных закупках

Блок 5

ДРАЙВЕРЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА

Галерея блока

Блок 6

ЯКУТСК - ГОРОД ИДЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ КАЖДОГО

Блок 6

ЯКУТСК – ГОРОД ИДЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ КАЖДОГО

  1. Увеличение количества территориальных общественных самоуправлений до 50 к 2032г.
  2. Создание и внедрение единой цифровой платформы для сборки общественных инициатив и проектов, для проведения грантовых конкурсов, интеграция с платформой подачи заявок и оценки проектов Фонда президентских грантов
  3. Формирование инфраструктуры развития добровольчества (волонтерства)
  4. Создание условий и поддержка общественного потенциала горожан в решении вопросов местного значения, общественных проектах, гражданских инициативах
  5. Создание условий для формирования и развития локальных партнерств через регулярное взаимодействие «власть-общество-бизнес»

Галерея блока

*  Предложения, не отраженные в итогах, будут учитываться при актуализации Стратегии социально-экономического развития городского округа «город Якутск» на период до 2032г. и программных документах

ПРИНЯТА
на пленарном заседании
 «10» сентября 2022 г.

ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ ФОРУМА «ЯКУТСК 4.0.0 СТАРТ»

В целях устойчивого развития города Якутска как комфортного, процветающего и безопасного сообщества, движимого свободными и творческими людьми, к 400-летию образования города Якутска — столицы Республики Саха (Якутия) Главой Республики Саха (Якутия) А.С. Николаевым издан Указ «О развитии города Якутска — столицы Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года» (далее – Указ), в котором определена основная миссия и ключевые направления развития города Якутска.

В рамках реализации Указа необходимо привести в соответствие Стратегию социально-экономического развития городского округа «город Якутск» на период до 2032 года.

08 – 10 сентября 2022 года в г. Якутске прошел Форум «ЯКУТСК 4.0.0 СТАРТ», который стал стартовой платформой и возможностью для проектирования успешного будущего родного города, являясь продолжением системной работы над налаживанием диалога и партнерства всех участников городского процесса, достижению общих целей городского развития.

В работе Форума приняло участие 1335 человек, представляющих все ключевые секторы общества: инициативные горожане, некоммерческие организации, члены Общественной палаты, федеральные и региональные эксперты, бизнес-сообщества, городские власти, депутаты, средства массовой информации. Более 100 публикаций в региональных и федеральных средствах массовой информации.

Партнеры Форума:

Некоммерческая организация «Ассоциация сибирских и дальневосточных городов»;

Ассоциация экономического взаимодействия «Союз городов Заполярья и Крайнего Севера»;

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»;

Единый ресурсный центр поддержки СО НКО и развития гражданских инициатив Республики Саха (Якутия).

Программа работы Форума была насыщенной, динамичной и разнообразной, включила в себя работу 25 площадок по 6 блокам: дискуссионные площадки, круглые столы, воркшопы, стратегические сессии, форсайт – сессии, коммуникационные сессии, кейс – сессии, панельные дискуссии, проектные мастерские, и диалог.

В Резолюцию вошли инициативы и предложения, выработанные в результате двухдневных мероприятий Форума, структурированных по тематическим блокам организованной общественной дискуссии:

  1. Комфортная и устойчивая городская среда — достойная жизнь на Севере.
  2. Трансформация инфраструктуры: мировые стандарты.
  3. Развитие транспортной системы.
  4. Развитие социальной инфраструктуры – основа повышения качества жизни.
  5. Драйверы роста экономики города.
  6. Якутск – город идей и возможностей для каждого.

Итоговая резолюция Форума направляется главе городского округа «город Якутск», Якутской городской Думе, Общественной палате города Якутска, а также ключевым участникам деятельности городской агломерации для учета рекомендаций при реализации перспективных проектов.

Участники Форума «ЯКУТСК 4.0.0 СТАРТ» выражают уверенность, что все ответственные структуры приложат усилия к практической реализации выдвинутых идей, инициатив и предложений.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

 

Блок 1. Комфортная и устойчивая городская среда — достойная жизнь на Севере

  1. Реализация мастер-плана города Якутска.
  2. Полное расселение к 2032г. аварийного деревянного многоквартирного жилищного фонда.
  3. Строительство энергоэффективных домов.
  4. Ежегодный ввод жилья площадью не менее 1 кв. м. на человека с 2025г., в том числе ИЖС.
  5. Реализация программы водоснабжения пригородных территорий.
  6. Строительство новых и комплексная реконструкция общественных пространств.
  7. Организация благоустроенных территорий. Реконструкция городского Парка культуры и отдыха со строительством аквапарка.
  8. Строительство новой городской набережной.
  9. Создание нового центра города (67 и 68 квартал).
  10. Реновация района Речного порта.
  11. Создание нового жилого микрорайона «Звездный» до 2024 года.
  12. Комплексная застройка кварталов (с применением договоров КРТ).
  13. Реновация промышленных территорий.
  14. Внедрение дизайн-кода жилых территорий.
  15. Реновация жилого фонда с участием федеральных институтов развития/частного инвестора старого жилого фонда.
  16. Ремонт и благоустройство 300 дворовых территорий, обустройство городских скверов.
  17. Создание не менее 60 км общегородской и районной улично-дорожной сети, а также не менее 120 км местной улично-дорожной сети до 2032 года.
  18. Включение в Стратегию социально-экономического развития ГО «город Якутск» на период до 2032 года краткосрочных этапов (периодов) реализации, с использованием механизма проектов с быстрыми преобразованиями в городах в рамках программы «5 шагов для городов», с индикаторами, которые охватывают различные сферы городского развития.

 

Блок 2. Трансформация инфраструктуры: мировые стандарты

  1. Разработка и создание городской системы водоотведения ливневых, поверхностных и надмерзлотных вод.
  2. Разработка комплексной схемы водоотведения. Реализация 1 этапа строительства, предусматривающего водоотведение с магистральных улиц с выводом на озера, каналы и коллектор.
  3. Обеспечение проточности городских каналов и водоемов малое кольцо и большое кольцо.
  4. Проведение мерзлотного исследования, мониторинга, разработка превентивных мер против деградации вечной мерзлоты.
  5. Проведение мониторинга наличия надмерзлотных вод и засоленности грунтов.
  6. Разработка нормативно-правовой базы для эксплуатации зданий, сооружений и инфраструктурных объектов в условиях вечной мерзлоты.
  7. Разработка цифровой модели системы водоотведения поверхностных и сточных вод.
  8. Утверждение Правил пользования системой ливневой канализации.
  9. Проведение технического обследования существующей системы ливневого водоотведения и городского канала в рамках модернизации системы ливневого водоотведения.
  10. Утверждение порядка и тарифа взимания платы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе ливневой канализации.
  11. Обеспечение надежного и высокоэффективного наружного освещения с достижением 100% освещения территорий до 2032г.
  12. Проведение модернизации и реконструкции существующей системы наружного освещения с применением современных технологий, улучшающих характеристики освещенности, безопасности и повышающие эстетическую привлекательность объектов наружного освещения.
  13. Внедрение «умного» освещения и многофункциональных опор для размещения линий коммуникаций.
  14. «Умные» пешеходные переходы за счет использования специализированных опор, приборов освещения и системы управления.
  15. Внедрение ключевых элементов проекта «Цифровизация городского хозяйства «Умный город»».
  16. Внедрение цифрового двойника системы наружного освещения.
  17. Разработка и реализации программы по архитектурному освещению в соответствии с Дизайн-кодом.
  18. Реализация мероприятий по обеспечению комплексного озеленения территории, включая развитие собственной базы для выращивания и разведения растений с применением современных решений.
  19. Разработка структуры экологического каркаса и выделение охраняемых городских и пригородных природных территорий, с целью сохранения существующих и реабилитации утраченных ландшафтов.
  20. Реализация мероприятий по исследованию современного состояния городских озелененных территорий и пригородных лесов, в том числе оценка количественного и качественного состояния зеленых насаждений. Формирование инвентаризационных и оценочных карт объектов озеленения.
  21. Установка нормативных значений обеспеченности жителей города озелененными территориями.
  22. Долгосрочные контракты на высадку, уход и эксплуатацию зеленых насаждений.
  23. Оптимизация существующих и создание новых механизмов по вовлечению жителей города и предпринимателей (бизнеса) к благоустройству дворовых и общегородских территорий, в том числе соучаствующее проектирование, совместный выбор территорий приоритетных для благоустройства и озеленения.
  24. Посадка многолетних древесных насаждений, кустарников, живая изгородь к 2032 году – 32000 единиц.
  25. Разработка типовых проектов декоративных групповых посадок деревьев и кустарников для разных городских ландшафтов, включая принципы озеленения территории с использованием элементов ландшафтного дизайна по зонам.

 

Блок 3. Развитие транспортной системы

  1. Приведение в нормативное состояние 100% улично-дорожной сети к 2032 году.
  2. Совершенствование системы общественного транспорта путем оптимизации маршрутной сети, с учетом её расширения для подвозных, магистральных и городских маршрутов.
  3. Введение гибких пересадочных тарифов.
  4. Строительство объездной автомобильной дороги, связывающий Ленский мост, ФАД «Вилюй» и ФАД «Лена».
  5. Создание современных грузовых и пассажирских транспортных узлов с целью разгрузки центральной части города от техники большого класса.
  6. Создание связной и охватывающей город пешеходной и велосипедной инфраструктуры.
  7. Организация улиц, на которых разрешен только проезд общественного транспорта и автомобилей специальных служб.
  8. Обеспечение преимущественных прав проезда для общественного транспорта (выделенные полосы, светофорное регулирование).
  9. Повышение привлекательности, доступности и комфорта общественного транспорта путем комплексной модернизации автобусного парка и развития связной маршрутной сети, удобной для маломобильных граждан, введения гибких пересадочных тарифов, сокращения времени ожидания и повышение уровня соблюдения расписания до 100%.
  10. Доведение среднего возраста единицы автобусного парка не старше 8 лет.
  11. Уменьшение интервалов движения и снижение времени в пути за счет достижения максимальной маршрутной скорости движения.
  12. Внедрение интеллектуальной транспортной системы и установка программно-аппаратных систем для централизованного отслеживания городских процессов.
  13. Создание сети теплых автобусных остановок во всех округах города в количестве не менее 130 единиц до 2032 года.
  14. Модернизация остановочных павильонов, навесов с размещением информации о маршрутах, графике движения и иной полезной для пассажиров информацией.
  15. Усиление работы по обеспечению безопасности дорожного движения, а также по соблюдению мероприятий экологического благополучия, связанных с транспортом и функционированием улично-дорожной сети.
  16. В случае комплексной застройки, обременение застройщиков жилья строительством необходимой инфраструктуры для общественного транспорта (остановочные павильоны, разворотные площадки, выделенное место для парковки автобуса).
  17. Создание благоприятных условий для перевода автомобильной техники на газомоторное топливо. Полный перевод общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо.
  18. Увеличение количества мультитопливных и электрических автозаправок.

Блок 4. Развитие социальной инфраструктуры – основа повышения качества жизни

  1. Развитие системы здоровьесбережения населения, культуры здорового образа жизни, создание условий для доступности занятий физической культурой и спортом.
  2. Укрепление общественного здоровья населения города Якутска, профилактика неинфекционных заболеваний и пропаганда здорового образа жизни путем внедрения информационно-коммуникационной деятельности.
  3. Создание гранта «Молодежный бюджет» для физических лиц от 18 до 35 лет на финансовую поддержку молодежных инициатив.
  4. Снижение оттока молодых специалистов путем создания комфортных условий для жизни и обеспечения соответствующих современным запросам возможностей проведения досуга, организации быта, получения образования и реализации творческих способностей. Создание Национального центра наставничества, через разработку платформы на базе офиса «Моя работа», в рамках которой отражается профессиональный паспорт студентов (портфолио), с которым может ознакомиться работодатель для дальнейшего наставничества в процессе получения образования, с последующим трудоустройством молодого специалиста.
  5. Увеличение количества молодежи, которые 100% владеют информационно коммуникационными технологиями. Создание виртуального IT кампуса с образовательной метовселенной (виртуальные аудитории, коворкинг – центры и т.д. для развития цифрового развития).
  6. Увеличение туристического потока: создание логистического туристического центра (консультации туристов, формирование имиджа города); расширение местности Ус-Хатын для проведения мероприятий, соревнований помимо Ысыаха, возведение сооружений для размещений туристов; строительство платного общежития для студентов и работающей молодежи для последующего использования объекта в качестве гостиницы для туристов в летнее время (т.к., 70 % турпотока приходится на летнее время); поддержка предпринимательства, льготное предоставление участков в черте города для строительства объектов туризма.
  7. Обеспечение комфортными территориями для досуга и развития молодежи. (Чилл-аут пространство для молодежи — организация досуга на 16 общественных пространств с охватом 70% молодежи и 90% удовлетворенных; ревитализация старых, заброшенных зданий путем создания общественных центров для молодежи; создание новых многофункциональных общественных центров досуга с ботаническим садом для зимних активных видов отдыха).
  8. Увеличение количества молодежи, которая ответственно относится к своему здоровью («Чёл карта» — льготное посещение секций, стадионов, манежей, спортивных комплексов; ежегодная диспансеризация молодежи с 2023 года; центры здоровья в ВУЗ-ах и ССУЗ-ах; субсидирование художественных фильмов, направленных на пропаганду ЗОЖ; дорожка безопасной пробежки; санатории для молодежи до 35 лет).
  9. Создание 17 тыс. новых учебных мест в общеобразовательных организациях до 2026 года, доведение до нормативных показателей наполняемости к 2032г.
  10. Обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей, для всех обучающихся.
  11. Капитальный ремонт, модернизация и реконструкция объектов дошкольного, школьного образования и учреждений дополнительного образования.
  12. Развитие педагогического потенциала столичного образования с целью повышения статуса учителя в системе качественного российского образования.
  13. Создание современной доступной городской модели повышения квалификации педагогических работников.
  14. Создание современной мотивирующей образовательной среды в образовательных учреждениях города Якутска для саморазвития, успешной социализации и профессионального самоопределения, организации активной жизнедеятельности детей.
  15. Обеспечение сдачи государственной итоговой аттестации на уровне выше среднероссийских показателей к 2032 году.
  16. Внедрение в образовательных учреждениях образовательных программ обучения по компетенциям, которые востребованы в секторах креативной экономики в рамках внеурочной деятельности.
  17. Улучшения условий дошкольных образовательных учреждений для обеспечения реализации ФГОС ДО в ГО «город Якутск».
  18. Развитие доступности частных дошкольных учреждений путем усиления государственной поддержки.
  19. Усиление ответственности и развития партнерских отношений частных детских садиков и органов местного самоуправления по вопросам эффективности государственных вложений.
  20. Создание условий для обеспечения педагогическими кадрами 5000 новых мест в новых дошкольных образовательных учреждениях.
  21. Разработка плана строительства и ввода новых объектов образования (кластер из видов ОО: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов) в каждом округе города Якутска с целью обеспечения доступности качественного образования и равных возможностей для всех обучающихся.
  22. Реализации механизмов вовлечения и поддержки семьи в процесс социализации, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и субъективного благополучия ребенка.
  23. Капитальный ремонт, модернизация и реконструкция муниципальных социальных объектов.
  24. Создание единой эффективной системы содержания и обслуживания социальных объектов.
  25. Формирование и укрепление муниципальной системы летнего отдыха и оздоровления детей на территории городской агломерации.
  26. Создание сети IT-кубов в округах и пригородах.
  27. Создание 5 тыс. мест в дошкольных образовательных учреждениях до 2026г., доведение до нормативных показателей наполняемости к 2032г.
  28. Обеспечение 10-минутной транспортной доступности учреждений культуры и досуга, путем открытия новых филиалов, либо стационарных пунктов учреждений культуры в районах города или в пригородной зоне.
  29. Модернизация муниципальных библиотек в соответствии с современными стандартами качества (RFID-технологии, IT-центров при библиотеках, пространств развития населения «Гений места», «Ситим» итд).
  30. Обеспечение комплектования книжных (документных) фондов муниципальных библиотек, с разработкой нормативно-правового акта, регулирующий процесс комплектования библиотек.
  31. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в 3 раза к уровню 2021 года путем предоставления качественной информации и услуг в целях развития информационного, образовательного и духовного формирования личности.
  32. Рост доли библиотек, соответствующих требованиям модельного стандарта деятельности публичной библиотеки и нормативам ресурсного обеспечения, в общем количестве библиотек до 30%.
  33. Доля библиотек с возможностями широкополосного доступа к сети «Интернет» в общем количестве библиотек — не менее 90%.
  34. Повышение охвата населения библиотечным обслуживанием до 40% к 2032 году.
  35. Комплексная модернизация городских поликлиник и прилегающей территории.
  36. Создание сети участковой службы медицинских офисов «шаговой» доступности для оказания диагностической, лечебной и реабилитационной помощи населению.
  37. Создание мультимедийного парка «Здоровый Якутск».
  38. Внедрение системы информационно-коммуникационной кампании «Здоровый Якутск», направленную на укрепление здоровья горожан.
  39. Обеспечение 86% охвата целевыми профилактическими медицинскими осмотрами населения города, начиная с 2022 года.
  40. Стимулирование здорового образа жизни.
  41. Обеспечение населения доступными спортивными объектами и площадками. Внедрение и развитие цифровой платформы (информационных технологий) на спортивных объектах города.
  42. Развитие «дворового спорта».
  43. Стимулирование и поддержка скейтеров, велеров, стрит баскетболистов.
  44. Улучшение здоровья детей и подростков в школах, включая продвижение здорового образа жизни в их семьях.
  45. Создание единого комбината питания.
  46. Обеспечение медицинскими работниками в муниципальных образовательных учреждениях.

 

Блок 5. Драйверы роста экономики города

5.1. Инвестиции

  1. Привлечение инвестиций для ускоренного развития базовых несырьевых отраслей экономики в объеме не менее 200 млрд. рублей.
  2. Разработка и внедрение инвестиционного стандарта.
  3. Создание и развитие Территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) как фактора социально-экономического развития с внедрением всех предусмотренных законодательством механизмов поддержки (ТОР «Якутия» (Кангалассы, Капитоновка, Сырдах) — 35 резидентов, план — 14 млрд. инвестиций (5 млрд. в 2021 году), 2 тыс. рабочих мест (602 рабочих мест в 2021 году).
  4. Внедрение системы клиентоориентированного подхода при работе с инвесторами.
  5. Проведение работ по внедрению и развитию метода «единого окна» для сопровождения и работы с инвесторами на всех этапах рассмотрения и реализации инвестиционных проектов.
  6. Автоматизация процессов взаимодействия с потенциальным инвестором, в том числе внедрение CRM системы для работы с инвесторами и РСО, создание инвесткарты, внедрение пути инвестора согласно Регинвестстандарта 2.0.
  7. Строительство транспортно-логистического центра с привлечением бизнеса в проект для увеличения его инвестиционной привлекательности.
  8. Усиление взаимодействия с институтами развития при реализации инвестиционных проектов.
  9. Применение кластерного подхода при создании площадок для малого и среднего бизнеса с использованием федеральных инструментов развития, в том числе территории опережающего развития.
  10. Определение основных отраслевых приоритетных направлений, для поддержки инвестиционных проектов.
  11. Повышение уровня информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности.
  12. Рост частных инвестиций в основной капитал к 2032 году в 2 раза, по сравнению с 2021 годом.

5.2. Сельское хозяйство

  1. Обеспечение населения местной сельскохозяйственной продукцией до 35% к 2032 году.
  2. Формирование системы столичного агропояса и межмуниципального взаимодействия с агропромышленными районами Республики Саха (Якутия).
  3. Развитие системы переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
  4. Создание условий для расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе путем создания оптово-розничных распределительных центров.
  5. Организация логистики: сельскохозяйственные товаропроизводители, заготовители, торговые организации, потребители.
  6. Увеличение уровня сельскохозяйственного производства в валовом местном продукте на 15% к 2032 году.
  7. Повышение индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2032 году — 130%.
  8. Рост объема производства сельхозпродукции на душу населения к 2032 году – до 20% к уровню 2021 года (картофель, овощи, мясо скота и птицы, молоко и молокопродукты, яйца, хлебные продукты, рыбы).
  9. Создание постоянного резерва социально значимых продуктов питания для учреждений социальной сферы.
  10. Формирование устойчивого общественного мнения о полезности потребления качественных продуктов питания местного производства и здоровом питании.
  11. Повышение эффективности управления АПК и уровня кадровой обеспеченности, усиление системы мотивации сельскохозяйственного труда.
  12. Внедрение цифровой трансформации в сфере агропромышленного комплекса.
  13. Создание цифрового профиля сельскохозяйственных животных в 2024 году – 50%.
  14. Введение информаций о землях сельскохозяйственного назначения и о поголовье сельскохозяйственных животных в цифровом формате в 2032 году – 100%.

5.3. Предпринимательство

  1. Увеличение среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых на 50%.
  2. Увеличение доли в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства с 25% до 30% к 2032 году (из этих 30% — 20% для вновь созданных субъектов МСП, 10% для остальных субъектов МСП).
  3. Создание 20 000 рабочих мест к 2032 году.
  4. Создание консультационно – экспертного комьюнити по долгосрочной политике улучшения деловой среды для ведения бизнеса
  5. Проведение не менее 1 раза в год курсов повышения квалификации для предпринимателей, с привлечением внешних экспертов.
  6. Внедрение креативного предпринимательства.
  7. Приоритетная поддержка креативной отрасли.
  8. Увеличение доли предпринимателей, занятых в секторе креативного предпринимательства в 2,5 раза.
  9. Создание условий для легализации незаконного предпринимательства.
  10. Содействие внедрения цифровизации во всех сферах предпринимательства.
  11. Создание площадки для ежегодной подготовки не менее 400 высококвалифицированных кадров в области развития бизнеса и креативных индустрий, а также активизация инновационной̆ деятельности компаний через образование на реальных кейсах.
  12. Создание условий для развития отрасли киноиндустрия, создающим образ Якутска в киноискусстве. Киноиндустрия как основа для нравственного воспитания патриотизма.
  13. Развитие деятельности по организации кинопоказа при учреждениях культуры и образования вне DCP формата (или по технологии «Экстра Синема»).
  14. Создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы, стимулирование самозанятости.
  15. Развитие грантовой системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
  16. Предоставление пониженной процентной ставки по предоставляемым кредитам или микрозаймам для субъектов малого и среднего предпринимательства.
  17. Популяризация предпринимательства, развитие предпринимательского мышления (проведение 2 раза в год курсов повышения квалификации для предпринимателей, 20 курсов повышения квалификации к 2032 году).
  18. В рамках противодействия незаконной предпринимательской деятельности, внести рекомендации в адрес законодательной власти РС (Я), по вопросу внесения изменений в Кодекс об административных правоотношениях КоАП РФ в части ужесточения штрафов за осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Так, согласно ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица в виде штрафа от 500 до 2 000 рублей.
  19. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства путем возмещения части затрат предприятий общественного питания на приобретение (оснащение) и модернизацию кухонного оборудования итд.
  20. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства с 18 818 единиц по состоянию на 10 августа 2022 года, до 21 568 субъектов МСП к 2032 году.
  21. Увеличение оборота малых и средних предприятий с 122 380,4 млн. рублей в 2021 году, до 188 399,0 млн. рублей к 2032 году.
  22. Увеличение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий с 2 344,3 млн. рублей в 2021 году, до 3 608,94 млн. рублей к 2032 году.
  23. Увеличение среднесписочной численности работников малых предприятий с 14 926 единиц в 2021 году, до 17 676 единиц к 2032 году.

5.4. Туризм

  1. Увеличение въездного туристского потока до 300 тыс. человек к 2032г. за счет создания комфортной среды пребывания туристов.
  2. Развитие туристской инфраструктуры. Сохранение исторического облика города.
  3. Повышение качества и конкурентоспособности индустрии гостеприимства и туризма до международных стандартов.
  4. Реализация Концепции развития туризма. Составление и реализация дорожной карты по туризму.
  5. Формирование и продвижение туристского продукта. Популяризация туристских продуктов на внешнем рынке (увеличение количества иностранных туристов до 15 тыс. человек к 2032 году). Содействие туроператорам в формировании межрегионального туристического маршрута. Увеличение времяпровождения туриста в городе Якутске.
  6. Создание единого календаря событийных мероприятий по ДФО.
  7. Увеличение количества городских туристических маршрутов, а также агломерация музейных сотрудников, тур операторов, в целях создания согласованных туристических маршрутов (10 новых туристических маршрутов к 2032 году, 10 новых экскурсий к 2032 году).
  8. Организация не менее 1 раза в год конкурса на лучший туристский маршрут.
  9. Развитие и продвижение гастрономического бренда Якутии.
  10. Формирование доступности туристско-рекреационных комплексов (10 новых туристско-рекреационных комплексов к 2032 году).
  11. Увеличение количества реализованных туристских проектов по принципу концессии. Не менее 1 реализованного туристского проекта, заключенного по принципу концессии ежегодно. Не менее 10 туристских проектов по принципу концессии к 2032 году.
  12. Разработка проекта Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «Об утверждении Порядка организации историко-культурного заповедника республиканского значения, его границ и режима содержания на территории Тулагино — Кильдямского наслега».
  13. Взаимодействие с исполнительными органами власти по улучшению транспортной инфраструктуры, путем снижения тарифов на авиаперелеты внутри Республики Саха (Якутия) и по направлениям с крупных городов России, а также организации чартерных рейсов и специальных туристических программ.
  14. Улучшение информационной инфраструктуры туристской деятельности, формирование и продвижение туристского имиджа.
  15. Содействие в развитии туристской инфраструктуры в наиболее популярных у туристов местах.
  16. Создание Туристско-информационного центра, в целях создания единого окна туристского сообщества и фронт офиса перед потенциальными клиентами.
  17. Повышение качества и конкурентоспособности индустрии гостеприимства и туризма.
  18. Профессиональная подготовка гидов.
  19. Проведение классификации коллективных средств размещения.
  20. Проведение масштабной инвентаризации земельных участков на территории городского округа «город Якутск» под размещение объектов туристкой инфраструктуры.
  21. Развитие событийного туризма (увеличение количества событийных мероприятий — не менее 3 событийного мероприятия ежегодно. Не менее 30 событийных мероприятий к 2032 году).
  22. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. До 180 ед. к 2032 году (130 ед. в 2021 году).
  23. Увеличение количества современных и комфортабельных коллективных средств размещения до 109 ед. к 2032 году с числом мест 3 124 мест (87 ед. в 2021 году с числом мест 2 595 мест в 2021 году).

5.5. Информационные технологии (IT)

  1. Реализация проекта «Квартал Труда», как основы для развития креативной экономики.
  2. Строительство IT-village с использованием искусственного интеллекта.
  3. Использование искусственного интеллекта в управлении городским хозяйством.
  4. Обеспечение предоставления займов с льготной процентной ставкой для реализации текущей деятельности и новых проектов.
  5. Выделение средств для грантовой поддержки перспективных разработок отечественных решений.
  6. Субсидирование обучения/подготовки специалистов (программистов) в СУЗ-ах и ВУЗ-ах исполнительными органами власти и органами местного самоуправления.
  7. Введение классов программирования в школах.
  8. Оснащение школ современной вычислительной техникой.
  9. Мотивация преподавателей, учеников и студентов на приход в профессию IT, в том числе через проведение конкурса среди школьников по информационным технологиям и привлечение бизнеса.
  10. Внедрение информационной системы по мониторингу обращений населения (система обратной связи).
  11. Переподготовка учителей, тьюторов для дополнительного образования в сфере ИТ.
  12. Создание колл-центра в Окружной администрации городского округа «город Якутск», для повышения доступности и качества оказываемых услуг, обеспечения информирования и мониторинга потребностей граждан, уровня их удовлетворенности.
  13. Повышение цифровой грамотности населения.

5.6. Офсетные контракты

  1. Создание благоприятных условий для участия МСП в государственных и муниципальных закупках.
  2. Проведение анализа видов деятельности (предпринимательской ниши), к которым будет целесообразно применить механизм офсетных контрактов для развития производства на территории городского округа «город Якутск».
  3. Проведение анализа экономической эффективности от применения офсетных контрактов в городском округе «город Якутск».
  4. Определение порядка участия муниципального образования в разработке, оценке, реализации и завершении инвестиционных проектов с использованием механизма офсетных контрактов.
  5. Разработка концепции проекта повышения инвестиционной привлекательности городского округа «город Якутск» с учетом особенностей механизма офсетных контрактов.
  6. Выработка алгоритма сохранения и развития конкуренции в ходе реализации офсетного контракта. В целях исключения возникновения монополий на рынке офсетные контракты могут заключаться только в тех нишах, в которых заказчик может быть уверен в конечном продукте.

 

Блок 6. Якутск – город идей и возможностей для каждого

  1. Увеличение количества территориальных общественных самоуправлений (ТОС) до 50 единиц к 2032г.
  2. Совершенствование механизмов создания и регистрации территориальных общественных самоуправлений (ТОС) на территории ГО «город Якутск».
  3. Создание сети общественных пространств (общественные центры, соседские центры, коворкинг центры, молодежные центры, креативные пространства и т.д.) для коммуникационной, творческой и общественной самореализации жителей в свободных помещениях муниципальных учреждений культуры, образования, на первых этажах жилых зданий (рекомендовать застройщикам на этапе проектирования жилых зданий предусматривать помещения для создания общественных пространств для жителей).
  4. Формирование инфраструктуры развития добровольчества (волонтерства), в т.ч. создание Добровольческого центра по социальному волонтерству в городе Якутске (база данных социальных волонтеров, обучение, в т.ч. обучение лидеров, информационно-просветительская деятельность).
  5. Учреждение специальных знаков для волонтеров в целях повышения статуса и престижа волонтерства в городе Якутске.
  6. Учреждение специальных знаков для благотворителей (доноров, меценатов) в целях повышения статуса и престижа благотворителей в городе Якутске.
  7. Включение нового стратегического приоритета «Развитие институтов гражданского общества» в Стратегию социально-экономического развития ГО «город Якутск» на период до 2032 года.
  8. Увеличение объемов поддержки НКО за счет средств бюджета ГО «город Якутск».
  9. Разработка системного исследования потенциала некоммерческих организаций и городских сообществ города Якутска, которое включает в себя анализ социальной и экономической эффективности.
  10. Создание и внедрение Единой цифровой платформы для сборки общественных инициатив и проектов, для проведения грантовых конкурсов, интеграция с платформой подачи заявок и оценки проектов Фонда президентских грантов, сбора аналитических данных, отчетности о ходе и результатах реализации проектов.
  11. Объединение мер поддержки общественных и некоммерческих проектов (Гранты Главы ГО «город Якутск», субсидии СО НКО, проект «Народный бюджет») в один конкурс грантов Главы ГО «город Якутск» — Народный бюджет «Якутск-город идей и возможностей», с целью поддержки проектов и инициатив некоммерческих организаций, территориальных общественных организаций (ТОС), физических лиц и предпринимателей.
  12. Рассмотрение мер поддержки социально значимых проектов физических лиц от 14 лет до 60+.
  13. Создание Ресурсного центра – администратора и оператора конкурса гранты Главы ГО «город Якутск» за счет средств бюджета ОА «город Якутск».
  14. Создание единого пула независимых экспертов грантового конкурса Главы ГО «город Якутск», с привлечением экспертов из других регионов.
  15. Повышение профессиональных компетенций у активных горожан, руководителей и специалистов некоммерческих организаций, ТОС, городских сообществ, специалистов органов местного самоуправления (Школа ТОС, Школа социального волонтера, Социальное проектирование, обучение коммуникативным навыкам, основы тайм-менеджмента, основы самопрезентации, умение работать в команде, профилактика эмоционального выгорания и т.д.).
  16. Проведение периодических мониторингов удовлетворенности жителей города Якутска качеством жизни, городской средой, возможностями самореализации и т.д.
  17. Создание условий и поддержка общественного потенциала горожан в решении вопросов местного значения, общественных проектах, гражданских инициативах.
  18. Создание условий для формирования и развития локальных партнерств через регулярное взаимодействие «власть-общество-бизнес».

На сайте Форума проведен опрос среди горожан для выявления общественной активности населения города Якутска.  Всего приняло участие 222 жителя. Результаты опроса сложились следующим образом:

  • Возрастной состав респондентов составил: 31% — 36-45 лет, 29% — 18-35 лет, 29% — 46-60 лет, 11% — 60 и более лет;
  • Проживают в городе Якутске: 37% — всю жизнь, 22% — более 25 лет, 19% — 5-15 лет;
  • В каком округе/пригороде проживают: 23% — Тулагино – Кильдямцы, 21% — Автодорожный округ, 11% — Автодорожный округ;
  • Отношение к городу Якутску: «я люблю свой город» — 46%, «мне нравится мой город» — 36%;
  • Что нужно сделать, чтобы улучшить жизнь в городе: «благоустройство и озеленение города» — 39%, «ремонт дорог и тротуаров» — 36%, «улучшение состояния коммунальной и инженерной инфраструктуры» — 27%; «создание мест для отдыха и досуга» — 25%;
  • От кого зависит благополучие города: «от жителей города» — 36%, «от местной власти» — 35%;

64% опрошенных выразили готовность принять участие в общественной жизни города, 34% готовы участвовать на субботниках, экологических акциях и 24% в досуговых мероприятиях. 91% считает, что есть необходимость создания общественного пространства для жителей города в их округах.

Результаты опроса и презентации с площадок Форума размещены на сайте https://yakutsk400.ru в соответствующих блоках раздела «Архитектура».

Форум «ЯКУТСК 4.0.0 СТАРТ» выражает уверенность, что его участники – руководители организаций, руководители и представители органов законодательной и исполнительной власти, научного, ректорского состава, государственные, общественные деятели и лидеры бизнес-сообщества, педагогические работники образовательных организаций приложат все усилия к практической реализации выдвинутых идей, инициатив и предложений.

ФАЙЛ
ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ ФОРУМА «ЯКУТСК 4.0.0 СТАРТ» В ФОРМАТЕ WORD